Стоит ли ждать дефицита зимних шин из-за ввода маркировки?

20 / 11 / 2020
10

Обязательная маркировка автомобильных шин и покрышек была введена с 1 ноября. Производители и импортеры обязаны маркировать всю новую продукцию, оптовики – передавать сведения о приёмке и реализации этих товаров, розница – фиксировать их продажи. Все данные должны поступать в Национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».

По времени введение обязательной маркировки совпало с пиковой фазой периода замены летней резины на зимнюю. Как сообщает РБК, некоторые производители и дистрибьюторы не исключают возможных проблем с поставками зимних шин. На это влияет ряд факторов. Так, далеко не все участники цепочки продаж были готовы с 1 ноября приступить к работе с маркировкой из-за отсутствия необходимой ИТ-инфраструктуры. Оптовики и магазины на протяжении всего года готовились к внедрению маркировки и установке необходимого оборудования, однако пандемия коронавируса сдвинула все сроки.

Кроме того, как сообщают представители компании «Кордиант», немало наклеек со штрихкодом отваливаются от шин даже при маркировке на этапе производства, а при их наклейке в розничных точках ситуация ещё хуже: «Проблема с отсутствием адгезии между клеевым слоем на наклейке и шиной на текущий момент не решена ни у кого на рынке: изыскания ведутся с начала эксперимента в 2018 году. Наклейки не держатся на шине из-за оклейки остатков в холодное время года на складах без отопления, что влечет за собой потерю индивидуального кода во время перевозки или отгрузки между участниками. При этом единой работающей системы восстановления наклеек просто не существует».

Тем не менее в ЦРПТ, операторе системы маркировки, не верят в возможный дефицит зимних шин из-за введения системы маркировки: «Во-первых, маркировка шин не стала сюрпризом для отрасли: пилотный проект, в ходе которого компании должны были подготовиться к обязательным требованиям, шел с 20 июня 2019 года, то есть у компаний было полтора года и многие заранее перешли на работу с маркированной продукцией. Во-вторых, до 15 декабря автосалоны, магазины, дилеры смогут продавать немаркированные шины, которые были произведены или завезены до 1 ноября. Это запасы, которые сформированы как раз для массовой смены летних шин на зимние».

Запрет на оборот немаркированных шин вступит в силу 15 декабря, а до 1 марта 2021 года участники цепочки продаж смогут домаркировать остатки продукции.

Как сообщается на сайте «Честный знак», в системе маркировки шин зарегистрировано более 9,6 тыс. участников, всего выпущено около 26,8 млн кодов маркировки. Согласно экспертным оценкам, годовой объём рынка составляет от 50 до 70 млн шин.